намылить щедрой пятернею,
чем (страшно вымолвить!) каку-
ю-либо блядь наз Александр Ханьжов >1985

СТАНСЫ


Нерона или Малатесты)
система гнета и грызни,
ярма и ярости за место
под солнцем... Так уж искони...

Я знаю: было б не грешно
уйти из этой жизни сучьей,
но пик отчаянья давно
преодолен судьбой ползучей,
и дно навек мне суждено.

С тех пор, как стадности устав
велит признать свои ошибки,
как вольно лгут мои уста,
как веет с вежливой улыбки
виляньем песьего хвоста.

...................................

Бывает встанешь поутру ≈
и все так мерзко и погано:

и сон минувший ≈ не к добру,

и день мирской ≈ не по карману,
и мир дневной - не по нутру.

А если загадаешь впредь ≈
от вещей жути стынет кровь вся:

и лучше б в детстве умереть,
а лучше б не родиться вовсе ≈
не знать, не думагь, не иметь.

О вечный вопль, о времена!
о нравы! Истина все та же:

строптивость жить обречена
под стражей и всегда на страже,
сидеть на дне и пить до дна.

1984. ЛТП-4

Жизнь ≈ это чудо!
(Расхожая сентенция)

Заявляю, покуда
не исчез навсегда,
я не звал это чудо,
я не рвался сюда.

Предки жили и были,
и не верили в небыли,
и меня не спросили
сами спрошены не были.

Сколь пришлось им снести.
укрощая меня,
от нечаянности
до отчаяния.

Были благи их цели,
благородны порывы
от моей колыбели
до своей домовины.

Что вам видится, мать,
из-под сомкнутых вежд?
Я не смог оправдать
ваших лучших надежд.

Дар мои яр, но не ярок,
слог мои схож, но не вхож,
я и сам не подарок,
и не ангел, но все ж

я не хам, не иуда,
не лакеи, не приспешник,

моя жизнь ≈ это чудо

в этом смысле ≈ к о н е ч н о!

В этом смысле за все вам
по гроб жизни спасибо!
если там, за покровом,
слово значит что-либо.

Может каждый и всяк
убедиться раз сто
от гадания ≈ как ≈
до сознания, ≈ что

все догадки ≈ усповны,
все поступки ≈ чреваты,
или все мы виновны,
или не виноваты.

Очевидны потери,
но и призрачны прибыли...
Пусчь воздается по вере
всем, кто были и выбьпи.

Ну а мне хоть погост,
хоть огонь, ≈ верить рад,
что за муки и рост
будет сладок распад.

1984. ЛТП-4

Подумаю ≈ и дрожь в душе,
Не смог бы палача понять я,
я сдох бы бормоча проклятья
вблизи параши и в парше.

О так обрыдло все уже,
так обесценились понятья,
что нет ни жалости в душе,
ни сострадания к собратьям.

Опять все то же, что и встарь,
опять под сенью слов и стягов
двойная царствует мораль...

Грядет пернатый государь,
и дети бывших некрофагов
парят и хищно зырят в даль.

1987

Безумцы здравого смысла
создали бомбу и государства

и пугают соседей,

таких же безумцев здравого смысла.

Безумцы здравого смысла,
и тe и другие,

не подозревают, что они безумны.

Безумцы,
кого выдают за безумцев

безумцы здравого смысла,

не безумцы а душевнобольные.

Безумцы в системе безумцев
здравого смысла

имеют дело с душою,
с той самой химерой,
которой совсем лишены
безумцы здравого смысла.

1985

Меня шокировали в детстве
слова бардак, дурдом, ништяк.
Особенно ништяк!
Как я узнал позднее ≈ это
фуфайка без воротника.

Три слова,
три шаманских заклинанья,

горели на щите моей судьбы,

как Божий перст на стенах Валтасара.

И все сбылось
делирии белая горячка,

свелa меня в дурдом,
фуфайку без воротника

надел я в зоне,

бардак стал символом тех лет,

что ныне названы застоем

и царством соцбюрократии.

А это,
шипяще-бросовое слово,

ништяк,

в народе прижилось в значеньи

"все хорошо", "нормально", "все в порядке",

и мало кто подозревает,
какая в нем сквозит насмешка
над тем официальным оптимизмом,
что отравил недавно нашу юность.

Я и теперь
на праздные вопросы
о том, как мне живется,
как дела,

привычно отвечаю:
Ништяк, и машинально
вжимаю голову, чтоб спрятать
хронически-застуженное горло.

1987

Снова снится тот же сон:
среди площади помост,
на помост поставлен гроб
и рассыпаны цветы...

Мрак и темь со всех сторон,
горизонт под гребнем звезд,
я всхожу, склоняюсь, чтоб
разглядеть... а это ≈ ты!

И забытой боли ил,
и минувшей муки муть
входят в кровь, и нету сил
это ложе обогнуть...

Непорочна и чиста,
ты опять со мной, как та
(неумершая). Уста
так же смуглы и свежи...

Снова пью я сладкий яд,
снова ты открыла взляд ≈
вот сверкнул свои хищный ряд,
так вонзай свои ножи!

Крепче! емче! Бок о бок
пей всю кровь что я сберег!
Пусть как, спичный коробок
гроб рассыплется у ног!

Напои свой Вечный Сон
свежей кровью, чтоб со всем
я вошел в тебя, чтоб нас
унесло хмельной волной...

Ты ≈ мой нежный махаон,
ты ≈ мои пыточный Эдем!
Я бы умер хоть сейчас,
но ведь ты умрешь со мной...

О прелестный мой суккуб,
мои печальный андрогин!
Лишь тебе один я люб,
я и жив, что люб ≈ один.

1987

Утром проснусь чуть живой ≈
вспомню, что должен я жить,
облик иметь деловой,
день имитировать прыть, ≈

сразу расходится вдоль
всех моих жил и желез
всецепеняшая боль ≈
бренности кислый мороз.

Волю сбираю в кулак,
кисть прижимаю к плечу,
но никого и никак
видеть н и к а к не хочу.

Ос-то-чер-те-ла игра
муки напрасные длить,
каждые сутки с утра
злость распалять, чтобы жить.

Но ≈ доведу ритуал,
дорастираю плечо,
всю эту рвань одеял
сброшу и встану еще...

Встал... но опять с головой
под одеяло в кровать...
Боже, пошли мне конвой,

чтоб о к о н ч а т е л ь н о встать!

1987

Опасность и безопас-
ность четырех конечностей
ныне та же, что и встарь . . . .

Ян Чжу

Детство. Радужные звуки.
Мир поделенный на слоги.
Ухватились ≈ значит ру-ки,
устояли ≈ значит но-ги.

Подрастаем. С каждой пядью
постигаем расторопней
производные понятья:
подзагыльник и поджопник.

Дальше ≈ горестные капли,
дальше ≈ горькие пилюли:
Эй куда ты тянешь грабли!
Убери свои ходули!

И, ответствуя нахрапу,
матереем понемножку
кто-то вдруг наложит лапу,
кто-то выставит подножку.

Годы мчат. И в резучьтате
всех деянии и ударов
пишем гипсом по кровати,
костылем ≈ по тротуарам,

чтоб подольше не ослабли,
чтоб подольше не согнулись
эти горестные грабли,
эти горькие ходули.

Пусть фортуна приласкает,
пусть случайность не подкосит,
тех ≈- кого мы распускаем,
тех ≈ кого едва уносим.

Потому что было б скучно
жить подолгу осторожно,
и, конечно, ≈ несподручно,
а тем паче, ≈ несподножно.

Потому что мира муки
все равно согнут в итоге
меньшинство ≈ наложит руки,
большинство ≈ протянет ноги.

1988

НА СЕЛЬХОЗРАБОТАХ

Следил с холма, как в дымке испаренья
к подножью шли колонны конопли,
как вдруг зрачки отдельно потекли,
и жидкий cвeт заполнил поле зренья.

В пространстве дня открылось представленье.
И видел я в разверзнутой дали,
как вслед за поколеньем поколенья
сползают, как лишайники, с земли.

Шел кресгный ход болезней и увечий,
стихий и войн, и был бесчеловечен,
и бесконечен горя негатив ...

А в наготе смещенных перспектив
смеялся я и рад был, что не вечен...
И смех разил военным духом нив.

1986

Вернуться к содержанию

size=2>Пришло ≈ взяло за воротник,
и мозг отчаяньем сдавило,
и за какой-то краткий миг
всю жизнь мою переменило.

Что раньше пело и рвалось,
и в пене крови шелестело,
теперь остыло, и насквозь
тоскою пронизало тело

Где чувство сладостное ≈ жить?
Душа мечтающая, где ж ты?
Все ближе смерть, и рвется нить ≈
монисто дней моей надежды

Внезапный немощный недуг
в разгаре жизненного лета,
как будло постучали вдруг
условным стуком с гого света.

1973

ТРАВЛЯ

Памяти В.А.Ярыгана

Я мозги все никак не вправлю:
мне мерещится всюду травля,
окружают осоку мнут...
Ну вот-вот загрызут.

Будто тощая чья-то зависть,
настигает меня борзая,
ребра вогнуты, морда ≈ клин,
а кругом ни души ≈ один.

И в руках ни ружья, ни плети,
а за нею дворняги-сплетни,
домострой, конуры уют...
Ну вот-вот загрызут.

Я погибну в неравной схватке,
мне душа обжигает пятки,
я бегу из последних сил...
Сжалься, Господи, пронеси...

Помоги, милосердный Боже,
пронеси эти сучьи рожи,

не сочти за великий труд -
ведь не то загрызут.

Как вопьются клыками в глотку,
не спасет ни ружье, ни плеткa,
ни мольба, ни отборный мат -
только перышки полетят.

Только ткнется в лицо осока,
и погибну я так жестоко,
проклиная их сучий суд...
Ну вот-вот загрызут.

Сердце в ребра сгучит, отчаясь,
задыхаюсь я и кончаюсь,
и куда-то

.............. лечу

....................... во мглу...
Просыпаюсь... на полу.

За палатой кричат вороны,
Бог распятый глядит с иконы,
и лампадка горит под ней...

Утро вечера мудреней.

1970

Официальное искусство
свои законы утвердило,

увы, не столько силой чувства,

а чувством силы.

Беда наивному народу,
хана крамольному поэту:

народу выглупят породу,
поэта выживут со света.

Недаром в древности пастушьей
две казни были непохожи:

Мидасу вытянули уши,
а с Марсия содрали кожу.

1970

ПАСКАЛЬ

Когда бы разум мой плешивый
чужих идей парик таскал,
то жизнь меня бы не страшила,
и бездны не пугал оскал.

Я устоял бы средь напоров
любых погод и непогод
и. укротив фрондерства норов,
имел бы место и доход.

Хоть жизнь бессмысленно капризна,
унял бы хоть какой каприз,
имев на всякий случай жизни
успокоитель ≈ афоризм.

Но Гений рассудил иначе,
и я в испуге новизны
увидел, как неоднозначен
критерий истин прописных.

И мир, на "вредно и полезно"
деленный практикой нажив,
предстал оскаленною бездной,
восторг и ужас обнажив.

И рад я радостью до дрожи,
что не приняв чужой парик,
светясь сквозь плешь безумьем кожи,
я все же ≈ мыслящий тростник!

1967

ЗАВЕЩАНИЕ ДАНТОНА

Если мне на место лобное
приведется пасть, ≈
иерихонами утробными
возопит толпа,

Если друг мой от неистовства
вызвет кутерьму,
я тогда покрою свистом всех
и скажу ему.

Нас обоих тащат волоком,
милый друг,

не ломай пред этой сволочью
своих рук.

Я скажу тогда с улыбкою
палачу,

чтобы он, рукою липкою

взяв за чуб,

головой моей отпетою
над толпой потряс .
Она, право, стоит этого?

....................................... Да .

1967

 

37-Й В ПАДЕЖАХ

Кому ≈ горе, кому ≈ забава,
кому ≈ зайцем, кому ≈ лягавой,
кому ≈ травля, кому - игра,
кому ≈ шухер, кому ≈ ура.

Кто ≈ лягавой, кого ≈ подранком,
кто ≈ за право, кого ≈ затак,
кто ≈ в Сухуми, кого ≈ в Таганку,
кто - в бардак, а кого ≈ в барак.

Кому ≈ белое, кому ≈ черное,
комy гладкое, кому - торное,
кому ≈ радость, кому печаль,
кому ≈ номер, кому ≈ медаль
.

Кто ≈ с осетром, кого ≈ с осьмушкой,
кто ≈ берег, а кого ≈ берут,
кто ≈ на пушку, кого ≈ на мушку,
кто -- за трусость, кого ≈ за труд.

Кому ≈ трубное, кому ≈ ратное,
кому ≈ шубное, кому ≈ ватное,
кому ≈ пайка, кому ≈ баран,
кому ≈ папка, кому ≈ балан.

Кто ≈ поближе, кого ≈ подалее,
кто ≈ героем, кого ≈ врагом
.................... И т... д... И т... д...

.................. Кто ≈ кого.

1970

У смертных есть одна черта:
стремленье к самобичеванью.
Когда я с пеною у рта
ругаюсь непотребной бранью,
когда показываю вам
души изнанку кровяную,
не придерайтеся к словам ≈
я сам себя бичую.

Смотрите, как остервенясь,
я отрываю вместе с плотью,
смеюсь и втаптываю в грязь
стыда и совести лохмотья.
Моя задерганная честь
трещит и лезется по ниткам...
Смотрите: вот я, весь как есть,
палач и жертва, смех и пытка.

Должно быть, это потому,
что средь зверей и джунглей мира

нельзя незрелому уму

прожить, не сотворив кумира.
А сотворив и возмужав,

и глядя пристальней и явней,

нельзя не видеть, как плюгав

и жалок идол твой недавний.

А сам ты немощней вдвойне:
затем, что ты уже вовеки
не примешь Бога, но и не
уйдешь от поисков опеки,
что, как ни рвись и ни кружись,
не вырвешься за круг заклятья...
И рабство проклинает жизнь,
глумясь над сладостью зачатья.

..............................

1978

ДИАЛОГ

≈ Ищи всегда: и днем, и ночью,
и ты уверишься воочью,
что счастье высшее в борьбе,

что Русь талантами обильна,
что сила разума всесильна,
и слава выпадет тебе

≈ Нет! в этом счастьи мало толку
ведь в сене не найдешь иголку,
и стены лбом не прошибешь.

А в темноте все кошки серы,
и разум не заменит веры,
и в славе пользы ни на грош.

1973

Когда на нашу долю
остается все меньше мечты,

и с годами

мы трезвеем в собственных снах, ≈

наступает пора

возвращенья к истокам,

к тому берегу,

с кручи которого

наш рассерженный пращур

бросил камень в свое отраженье.

1969

 

III

Этот город потерь
снова лунною памятью вспорот
до могильных корней,
и теперь
ты, воистину, город,
стал мне царством теней

С каждой ночью недепи,
все быстрей и быстрей,
в невозвратную даль ту
я бреду по асфальту,
где цветут асфодели
фонарей.

Почивай, будь здоров,
мой пронырливый город,
мой изменчивый берег!
Я не знаю, в котором
из этих миров
я затерян.

1970

Куда ни взглянешь имена,
призывы, лозунги, святыни...
И нет причины для уныний,
и наплевать, что жизнь одна.

Ведь разобраться и она
не та, что думалось, а эта ≈
что "светлым будущим" пропета
и "славным прошлым" пропита.

А та "творимая мечта",
та вера этого режима,
во времени так растяжима,
как и пришествие Христа.

И вновь с рекламного щита
сверкает посвященье Съезду,
и к театральному подъезду
спешит официальный люд

Там тоже директивы чтут
и цену искренности знаю:
по Станиславскому играют
и по Козловскому поют.

1986

День Победы ≈ красный шелк,
как прекрасно ты прошел!

По булыжнику -≈ парадом,
по бумажнику ≈ пиратом...

День Победы...

Как заплеванный померк
мой рублевый фейерверк.

Опростали нас друзья,
не осталось ни копья.

Я шажком, шажком, шажком
вдоль по Питерской пешком,

вдоль по Набережной, где
тени пляшут по воде,

где на пристани толкутся
резервисты-лилипутцы,

где кайфуют у кафе
голиафы в галифе.

1970

Она назначила на вторник
И не пришла Я битый час
всех проходящих женщин пас
и мерз как трезвый подзаборник.

Три раза милиционер
прошелся рядом, кисть сгибая,
должн быть, карточку сверяя,
и завернул за ближний сквер.

А после дождь пошел, и в сквере
к воротам заспешил народ...
Теперь уж точно не придет,
и я ушел, в судьбу не веря.

Я весь отчаялся, но все ж
еще надеялся на что-то:
быть может, из-за поворота
вспорхнет ее лиловый клеш,

быть может... ≈ Жалкие уловки,
чтоб скрыть отчаянье свое!
Я брел, и не было ее
и на трамвайной остановке.

Старуха, да какой-то тип
маячил на бордюрном камне...
О как она была нужна мне!
Теперь ее мне не найти!

Ни адреса, ни телефона...
И чтоб не взять мне наперед!
Прошляпил! проморгал! ≈ и вот
плетусь как мокрая ворона.

Автобус на аэропорт.
И вижу у развилки сквера

того же милиционера

с рукой, засунутой за борт.

Какой он бравый и мажорный!
Идет и дождь ему не в счет
Идет. Пасет

................... Такой найдет!
По морде видно, что упорный.

1973

Toт дом...
С мезонином
Когда-то я в нем
был на именинах.

И девушка дома того,
нарядная, как ее зала,
тогда ни меня, ни его
вниманием не выделяла.

Тот дом за трехлетний срок
не переменился личиной:

все тот же щербатый порог
и тa же калитка с пружиной,

все та же узорная дверь
и все там по-прежнему, кроме
того, что она теперь
ему отдается в том доме.

1973

...Душа, как скрипка, плачет от
прикосновения любого..,
Я в Липках средь пород и мод
увидел горбуна хромого.

Горбом ...............через
.................ныряя .............. шаг
он шел, и тень его. казалось,
его тащила, как бурлак,
то удлинялась, то сжималась.

Рубль двадцать правая клешня,
и шаг то кованый, то зыбкий...
Он взгляд такой метнул в меня ≈
как рашпилем сыграл на скрипке.

И было мне понять дано
тем цепким взглядом исподлобья,

что состраданье рождено

из опасения подобья.

Я сам поймал себя на том,
что выражением участья
хотел прикрыться, как щитом,
от горькой участи несчастья.

Я всей упругостью хребта
почувствовал в момент сближенья,
как обнажилась нагота
инстинкта самосохраненья.

Но стыд сознания моего,
должно быть, выявился четко:
я видел злое торжество
он вылил в складки подбородка.

И, плащ одернув на горбе,
с такой насмешкою прокаркал...
Мне стало так не по себе,
что я чуть не бежал из парка.

- Обида, гордость, горб, клешня ≈
все это навалилось разом,
все это, нервы леденя,

дезориентировало разум.

И свет белесых фонарей
карался холодом загробным,
и лишь хотелось поскорей
куда-нибудь,

.................... к себе подобным

О Господи, какой экстаз,
какая сладкая отрада

нырнуть в тепло родного стада!

Толпа разъединила нас.

1976

 

IV

 

Я верю в высшее начало,
сказал я и подумал: так сказав,
уверенности больше ощутил я.

Знакомый иль знакомая в толпе ...
Опомнишься, а признак сходства
состарился на десять-двадцать лет.

У ГАСТРОНОМА

О люди "ига": ханыги, барыги,
шаромыги, латрыги, выжиги...

В ТРАМВАЕ
(глядя на человека в робе)

Мы оба с ним счастливы в этом мире:
ему, хоть и тяжело, ≈ зато сытно,
мне ж, хоть и голодно, ≈ но легко.

МУЗЕЙ-УСАДЬБА

Старуха-правнучка вскричала: "Кыш!"
У пьедестала каменной святыни
ворона с курицу размером.

Успех составляется из мелочей,
но вспомнишь отдетьную мелочь -

стыдом передернет всего.

ВО ВРЕМЯНКЕ

ОСЕНЬ

Двери открыл и вздрогнул
К нижнему торцу прилип
сухой стебель

ЗИМА

Завален снегом сад. Как в маскхалатах
стволы и веши вишен. По сугробам
ползут, перебегая, тени дыма
.

V

 

Малыш, смеющийся взахлеб,
и хлеб, что в заводи намок,
и волосы, налипшие на лоб,
и водоросли между пальцев ног.

Я это лето так в душе берег,
что две зимы средь псов и недотеп
прожил-отбыл и не разбился об
тебя, полудурдом-полуострог.

И связанный, и брошенный в подвал,
затравленный и битый столь,
я был свободен и необорим...

И сны мои качал и согревал ≈
проселочной дороги вдоль ≈
цветущих одуванчиков гольфстрим.

1986

Три дня
я не встречался с нею взглядом:

на улице,
когда мы мимо

с носилками песка прошли, -

я в ноги ей смотрел;

в буфете,
когда сна без сдачи

взяла себе сырок и чашку кофе, ≈

я в грудь глядел ей;

на лесжице,
когда я нес ведро шпаклевки

и, позабывшись, чуть себя не выдал,

и взгляд мой дрогнул...
- - ох как резко

спружинились ее колени,

что можно было и не глядя

в глаза ей угадать, какие

там ожиданье и досада.

А вечером, на третий день,
за полчаса до съема,

стоял я с вольным (Лехой) у бендежки
(где краски, лаки и олифа
и прочее, что нужными людьми

нас делает в глазах у проходимцев),

она прошла и поздоровалась, и Леха

ответил. "Здравствуйте!" Неужто

за это время он толкнул ей что-то?

Пусть даже так!
Приветствую оперативность Лехи!

Но голову даю на отсеченье:

здоровалась она со мной!

1986

МИЗАНТРОПИЧЕСКИЙ СОНЕТ

Итак, всегда быть начеку!
Не обольщаться ни одною.
И под учтивости бронею
таить презренье и тоску.

Но чтоб здоровую щеку
подставить следом за больною
и ждать удара, за спиною?
Excuse me! Nein! Merci beaucour!

Да лучше с финкою в боку
оттаять раннею весною
иль самому петлю-пеньку

намылить щедрой пятернею,
чем (страшно вымолвить!) каку-
ю-либо блядь назвать ≈ женою.

1985

СТАНСЫ

И снова (как и в оны дни
Нерона или Малатесты)
система гнета и грызни,
ярма и ярости за место

под солнцем... Так уж искони...

Я знаю: было б не грешно
уйти из этой жизни сучьей,
но пик отчаянья давно
преодолен судьбой ползучей,
и дно навек мне суждено.

С тех пор, как стадности устав
велит признать свои ошибки,
как вольно лгут мои уста,
как веет с вежливой улыбки
виляньем песьего хвоста.

...................................

Бывает встанешь поутру ≈
и все так мерзко и погано:

и сон минувший ≈ не к добру,

и день мирской ≈ не по карману,
и мир дневной - не по нутру.

А если загадаешь впредь ≈
от вещей жути стынет кровь вся:

и лучше б в детстве умереть,
а лучше б не родиться вовсе ≈
не знать, не думагь, не иметь.

О вечный вопль, о времена!
о нравы! Истина все та же:

строптивость жить обречена
под стражей и всегда на страже,
сидеть на дне и пить до дна.

1984. ЛТП-4

Жизнь ≈ это чудо!
(Расхожая сентенция)

Заявляю, покуда
не исчез навсегда,
я не звал это чудо,
я не рвался сюда.

Предки жили и были,
и не верили в небыли,
и меня не спросили
сами спрошены не были.

Сколь пришлось им снести.
укрощая меня,
от нечаянности
до отчаяния.

Были благи их цели,
благородны порывы
от моей колыбели
до своей домовины.

Что вам видится, мать,
из-под сомкнутых вежд?
Я не смог оправдать
ваших лучших надежд.

Дар мои яр, но не ярок,
слог мои схож, но не вхож,
я и сам не подарок,
и не ангел, но все ж

я не хам, не иуда,
не лакеи, не приспешник,

моя жизнь ≈ это чудо

в этом смысле ≈ к о н е ч н о!

В этом смысле за все вам
по гроб жизни спасибо!
если там, за покровом,
слово значит что-либо.

Может каждый и всяк
убедиться раз сто
от гадания ≈ как ≈
до сознания, ≈ что

все догадки ≈ усповны,
все поступки ≈ чреваты,
или все мы виновны,
или не виноваты.

Очевидны потери,
но и призрачны прибыли...
Пусчь воздается по вере
всем, кто были и выбьпи.

Ну а мне хоть погост,
хоть огонь, ≈ верить рад,
что за муки и рост
будет сладок распад.

1984. ЛТП-4

Подумаю ≈ и дрожь в душе,
Не смог бы палача понять я,
я сдох бы бормоча проклятья
вблизи параши и в парше.

О так обрыдло все уже,
так обесценились понятья,
что нет ни жалости в душе,
ни сострадания к собратьям.

Опять все то же, что и встарь,
опять под сенью слов и стягов
двойная царствует мораль...

Грядет пернатый государь,
и дети бывших некрофагов
парят и хищно зырят в даль.

1987

Безумцы здравого смысла
создали бомбу и государства

и пугают соседей,

таких же безумцев здравого смысла.

Безумцы здравого смысла,
и тe и другие,

не подозревают, что они безумны.

Безумцы,
кого выдают за безумцев

безумцы здравого смысла,

не безумцы а душевнобольные.

Безумцы в системе безумцев
здравого смысла

имеют дело с душою,
с той самой химерой,
которой совсем лишены
безумцы здравого смысла.

1985

Меня шокировали в детстве
слова бардак, дурдом, ништяк.
Особенно ништяк!
Как я узнал позднее ≈ это
фуфайка без воротника.

Три слова,
три шаманских заклинанья,

горели на щите моей судьбы,

как Божий перст на стенах Валтасара.

И все сбылось
делирии белая горячка,

свелa меня в дурдом,
фуфайку без воротника

надел я в зоне,

бардак стал символом тех лет,

что ныне названы застоем

и царством соцбюрократии.

А это,
шипяще-бросовое слово,

ништяк,

в народе прижилось в значеньи

"все хорошо", "нормально", "все в порядке",

и мало кто подозревает,
какая в нем сквозит насмешка
над тем официальным оптимизмом,
что отравил недавно нашу юность.

Я и теперь
на праздные вопросы
о том, как мне живется,
как дела,

привычно отвечаю:
Ништяк, и машинально
вжимаю голову, чтоб спрятать
хронически-застуженное горло.

1987

Снова снится тот же сон:
среди площади помост,
на помост поставлен гроб
и рассыпаны цветы...

Мрак и темь со всех сторон,
горизонт под гребнем звезд,
я всхожу, склоняюсь, чтоб
разглядеть... а это ≈ ты!

И забытой боли ил,
и минувшей муки муть
входят в кровь, и нету сил
это ложе обогнуть...

Непорочна и чиста,
ты опять со мной, как та
(неумершая). Уста
так же смуглы и свежи...

Снова пью я сладкий яд,
снова ты открыла взляд ≈
вот сверкнул свои хищный ряд,
так вонзай свои ножи!

Крепче! емче! Бок о бок
пей всю кровь что я сберег!
Пусть как, спичный коробок
гроб рассыплется у ног!

Напои свой Вечный Сон
свежей кровью, чтоб со всем
я вошел в тебя, чтоб нас
унесло хмельной волной...

Ты ≈ мой нежный махаон,
ты ≈ мои пыточный Эдем!
Я бы умер хоть сейчас,
но ведь ты умрешь со мной...

О прелестный мой суккуб,
мои печальный андрогин!
Лишь тебе один я люб,
я и жив, что люб ≈ один.

1987

Утром проснусь чуть живой ≈
вспомню, что должен я жить,
облик иметь деловой,
день имитировать прыть, ≈

сразу расходится вдоль
всех моих жил и желез
всецепеняшая боль ≈
бренности кислый мороз.

Волю сбираю в кулак,
кисть прижимаю к плечу,
но никого и никак
видеть н и к а к не хочу.

Ос-то-чер-те-ла игра
муки напрасные длить,
каждые сутки с утра
злость распалять, чтобы жить.

Но ≈ доведу ритуал,
дорастираю плечо,
всю эту рвань одеял
сброшу и встану еще...

Встал... но опять с головой
под одеяло в кровать...
Боже, пошли мне конвой,

чтоб о к о н ч а т е л ь н о встать!

1987

Опасность и безопас-
ность четырех конечностей
ныне та же, что и встарь . . . .

Ян Чжу

Детство. Радужные звуки.
Мир поделенный на слоги.
Ухватились ≈ значит ру-ки,
устояли ≈ значит но-ги.

Подрастаем. С каждой пядью
постигаем расторопней
производные понятья:
подзагыльник и поджопник.

Дальше ≈ горестные капли,
дальше ≈ горькие пилюли:
Эй куда ты тянешь грабли!
Убери свои ходули!

И, ответствуя нахрапу,
матереем понемножку
кто-то вдруг наложит лапу,
кто-то выставит подножку.

Годы мчат. И в резучьтате
всех деянии и ударов
пишем гипсом по кровати,
костылем ≈ по тротуарам,

чтоб подольше не ослабли,
чтоб подольше не согнулись
эти горестные грабли,
эти горькие ходули.

Пусть фортуна приласкает,
пусть случайность не подкосит,
тех ≈- кого мы распускаем,
тех ≈ кого едва уносим.

Потому что было б скучно
жить подолгу осторожно,
и, конечно, ≈ несподручно,
а тем паче, ≈ несподножно.

Потому что мира муки
все равно согнут в итоге
меньшинство ≈ наложит руки,
большинство ≈ протянет ноги.

1988

НА СЕЛЬХОЗРАБОТАХ

Следил с холма, как в дымке испаренья
к подножью шли колонны конопли,
как вдруг зрачки отдельно потекли,
и жидкий cвeт заполнил поле зренья.

В пространстве дня открылось представленье.
И видел я в разверзнутой дали,
как вслед за поколеньем поколенья
сползают, как лишайники, с земли.

Шел кресгный ход болезней и увечий,
стихий и войн, и был бесчеловечен,
и бесконечен горя негатив ...

А в наготе смещенных перспектив
смеялся я и рад был, что не вечен...
И смех разил военным духом нив.

1986

Вернуться к содержанию