ЮЗЯ ЛЕСЬКИНА
Содержание
От
составителя.
"
Ведения дорогами мятыми"
" Клубок непревзойденных
нервов"
" Дом
унаследовала"
" И
я по-хорошему"
" Я
закрываю глаза"
"
Несокрушима логика подсознания"
" попали в длинный коридор"
" Сдержанно, по
всем пунктам"
"
Прочел и забыл"
"Что там за
формой?"
"
Пустоглянка будто"
Загон ╧8
" Уникальна и зависима цель"
" Без вычурностей
указ"
" Родила
матроса"
" Разве
бывает, что-то лучше"
" Карабкающиеся по стенам
верёвки"
" Рыская
по свету"
" мама
- лепечу, шепчу"
" Бегали, еще имени матери
не зная"
"
человек, сочиняющий сказку жизни"
" Когда солнцу остается
полчаса"
" Сегодня
я озабочена завтрашней жизнью."
" Танец твой не типичен"
" Ветчером...
Познотью..."
"
Мужчины рушат связи"
" ты выплюнешь меня"
" Должно быть,
противно"
"
покрасьте одежды свои"
" стоило
осмотреться"
"
боль в горле"
" С
вербою вера вернется"
" моему навсегда улетевшему
небу"
" Возле
меня"
Первая публикация стихов Юзи Леськиной состоялась в самиздатовском сборнике "Сальто-мортале"/1996г./ вышедшем в технической редакции Мурада Новосельского, который собственно и явился инициатором "программы" по выявлению саратовских, молодых талантливых и, разумеется, неизвестных. Отчетливо запомнилась презентация: ржавые трубы котельной, толпа "неформалов" и просто любителей выпить, робкие голоса виновников торжества на закуску и вместо оной. Андеграунд, короче ┘
В изданном тем же М.Новосельским /в сотрудничестве с И.Малякиным / "Номере третьем" осуществилась и вторая публикация. В целом "Номер третий" /1997г./ вполне заслужил жесткую рецензию А.Колобродова, со страниц "Волги" упрекнувшего авторов в "неистребимой вторичности" и инфантилизме. К слову сказать, уже в этом сборнике творчество Ю.Леськиной обретает свои характерные черты и потому выделяется на фоне безликой вобщем-то текстуальной массы.
Так поэтесса постепенно осуществляет отказ от "смыслового" стиха в пользу приближающей поэзию к музыке игры созвучий. Этот подчас подчеркнутый формализм, вытесняющий смысл на уровень личных ассоциаций, делает каждую миниатюру /это слово кажется наиболее подходящим/ неповторимой и загадочной. Слова цепляются друг за друга как шестеренки, и из их словно бы произвольного сцепления рождается стих - поле ускользающего смысла.
Другой отличительной чертой является техника, сходная, на мой взгляд, с автоматическим письмом сюрреалистов. И если стихи первого ряда можно условно определить понятием интеллектуальной языковой игры, то стихи второго - через понятие игры бессознательного. Стих здесь уже не выстраивается, но благодаря фиксации символической внутренней речи возникает. В сущности, обе указанные техники "работают" на одно и то же ощущение - на ощущение тайны и ожидания ее раскрытия.
В настоящий момент стихи вышли в свет и в официальном варианте /"Вавилон" ╧6 ╧7/ под ред. Д.Кузьмина. Поэтому мы посчитали, что назрела необходимость в более широком освещении творчества поэтессы, в этом сборнике, включающем не только стихи, но также избранные прозаические зарисовки.
Трунев Сергей
Ведения дорогами мятыми, наверное, освежат ступни моей души. Видения маятные, меня теряют, одну за одной. Меня не становится меньше, но я исчезаю, одна за одной. Там, где-то, хорошо, может, где, не знаю, не возвращалась. Да и по мятой такой дороге, только туда есть дорога┘ Вот и не знаю каково мне там, да и спросить не у кого ┘ Только что ещё одна я ушла. Я, наверное, уже везде есть┘ Но мне все равно мало. Я жадная, до не меня. Дышу всем, вся. И гляжу всё, всеми глазами. И все я - везде такие же - я. Всё в себя, всё┘ Жадные я мои. Хоть бы одна я вернулась. Но ведет их от меня кто-то. Дальше┘
Клубок непревзойденных нервов,
я падала не в снег,
тебе в ладони.
Я проходила тонко,
между линий,
испачкавших мелодий строки.
Я обучалась медленно, плаксиво,
перекликаться с ними,
в месте многоточий┘
и падала снежком червивым,
все так же
в твои теплые ладони┘
Дом унаследовала,
вышла замуж вдова
темные сказания для
внука младшего брата -
слова, уложенные,
как одним каменщиком.
И я по-хорошему
Ибо сама вполне, сама
Водяные знаки
Расшифровывать научила вас
По звездам.
И я стала взрослой
Уже понимаю язык ваш
Ибо сама вполне вправе.
Я закрываю глаза
порываясь заглянуть в чужое пространство
я вырываю свои ресницы
чтобы подольше не возвращаться
я окунаю свою душу в хрустальные слезы
я забываю про все на свете
и торможу минуты┘
Несокрушима логика подсознания, когда случайный странный запах навивает воспоминания из детства, о том, как люди отмечали Новый Год, и вместо елки была лиственница. Огромное количество мигающих гирлянд; шампанского, неизвестного еще прелесть; переливные звоны случайно столкнувшихся стеклянных игрушек; заледеневшие стекла, за светлыми шторами; телевизор, неожиданно включенный; бой курантов, - Первая ночь, проведенная без сна (казалось так). Детское наслаждение от непонимания счастливых традиций взрослых. Мне было тогда два с половиной года. И это не сон, а лишь странный случайный запах.
попали в длинный коридор,
немного пахучих потемок.
Старик, с обитой медью двери
старательно стирает пыль┘
и собственным ключом. Хозяин
выскабливает на стене:
ЗДЕСЬ ЖИЛ ХОЗЯИН
Разглядывает надпись,
оттирает руки,
отталкивает старика от двери,
и весело спешит
на свежесть дня, по лестнице наверх ┘
Сдержанно, по всем пунктам,
изучил положение
от придуманных собеседников,
остроумно, тонко иронично
увернулся, и стал победителем┘
Прочел и забыл.
Верьте - жизнь, до конца -
бессмертие.
Гении не имеют права
рассчитывать на время.
"Что там за формой?" -
встречаю твои вопросы,
рассчитанные на изысканные вкусы;
и отмечаю: "Они не смотрятся"┘
Обращаюсь к стихиям,
которые склонны к поэзии.
Песня трудная форма искусства,
не упрекает в ответственности.
Хором не на своем языке
кто-то пытается излагать
свои бесформенные подобия.
Голоса обращены на свет.
Пустоглянка будто
назидательная
детей не было
говорят
огрызок нравственный,
но это не для газет
Думаю. Хорошо что не понимаю как. Это к лучшему. Если бы понимала, то думала бы по-другому. Кое у кого просто кончились чернила в мыслях. Сама себе загадываю ребусы, на которые не нахожу ответов в своей небритой в этом году голове. И сказки сочиняю не новые. И людей вижу не тех. И только мысли не исправишь┘ Ни в какую не получается. Помарок нельзя допустить.
Уникальна и зависима цель.
Жизнь свои идеи имеет,
комнаты могут быть другими.
Без вычурностей указ
Витиеватым росчерком
Вечность часто согласна
На характерный подкуп.
Родила матроса
Без света без моря
На пятом этаже
Кому он нужен?
Разве бывает, что-то лучше,
Чем стекловата, среди прочих
Предметов существ и слов?
Это не пустопорожнее слово.
"Без запаха и без звона" -
это не про него.
Карабкающиеся по стенам верёвки залезают в дома и творят чудеса, умерщвляя живущих там. И соседи рады, что освободилась жилплощадь. И газеты рады печатать новый некролог. И кладбище радо новому поселенцу. Скорей бы что ли веревки забрали меня, и тогда у меня везде будет порядок: и на могиле, и на работе, и дома на письменном столе: кипы книг и бумаг закопает в грязь экскаватор. И больше никто не обвинит меня в халатности и эгоизме, и будут плакать над моими истлевшими костями, и заберут мой череп мед.студенты, и будут радоваться такой находке кандидаты. Всем будет хорошо и радостно. И грустно.
Рыская по свету
Копить английскую смерть
Одно другому предпочитая
Составить смету мечты
Забегая вперед
У кромки поля.
мама - лепечу, шепчу
мыслить скучно, похоже, буду
почувствуй сиюминутно меня
малышкой потерянной
безграничным восторгом захлебнувшейся
навзрыд собираю собой
чужой - безгранично -
и негуманный мир
мама - лепечу, шепчу
найди и успокой.
Бегали, еще имени матери не зная
беспечно еще
себя думой не обременяя
бегалилишь пепел - потом
летел пепел лет
имен и дум пепел
бегали ли?
Мы ли?
человек, сочиняющий сказку жизни
омраченным лицом портит прохожему день
задумавшись наступает на тень мою
извинившись, теряет нить волшебства
и только осы, летящие парой - крыло к крылу -
помогают ему вернуться в другую реальность.
Когда солнцу остается полчаса
........... до горизонта
Спящий на крыше всегда,
........... человек
Открывает прозрачные свои
........... глаза
В ожидании праздника
...........Он пробуждается ото сна
...........Только когда его спящее тело
...........Попадает в водоворот красок
А небеса разноцветятся только
...........после дождя
И во время заката солнца
На белоснежной памяти
Он рисует силуэты деревьев
На фоне палитры неба
На кассете своих чувств
Он записывает шелест листьев
И тишину солнечного ухода
На заледенелом стекле своего существования
Он оставляет отпечатки пальцев
Этого разноцветного времени.
Сегодня я озабочена завтрашней жизнью. Что там меня ожидает? Куда спрятаться, что бы подглядеть, а если не понравится, отсидеться там же? Хотя, что собственно мучиться, если представить, что Времени - как такового - не существует, то завтрашняя проблема решается сама собой. Ведь я не боюсь вчерашнего дня, так будет и с завтрашним. И какая разница, в какой момент он станет моим прошлым? Или уже стал? Будем надеяться на лучшее, и на вопрос "Который час?", - отвечать странным взглядом и продолжительной глупой улыбкой. И не нужно переживать по поводу исчезновения и появления груд мусора на площадях. Их, собственно, и делают, и убивают люди, которые думают, что время существует как эта гора мусора. В этом всё дело. Так что мой завтрашний день, послезавтра может оказаться очень далеким,; красивым или нудным, и я буду или не буду его вспоминать всегда или никогда. А сегодняшний день - уже больше никогда не будет сегодняшним. И мне предстоит подготовить его порядком, для перехода в прошедшее. Этим, пожалуй, и займусь. Пойду постираю джинсы.
Танец твой не типичен
он испуган и сдавлен
он стремится к зиме
где от холода дохнут синицы.Танец твой, как и ты - не типичен
ты испуган и странен
ты стремишься к окну
где зима, но в которой
живы и пушисты синицы.Таней твой, как и ты, и синицы - не типичен
и синицы и ты еще живы
даже холод и грязные окна
и отсутствие полной свободы
не мешают тебе и синицам
быть испуганными живыми
и немного странными как твой танец.Твой танец, как живые синицы
как колдующий холод на окнах
он изящно скован и болен
словно ты съел живую синицу
словно ты так того и не понял
что не ты, а лишь птицы-синицы
создают эти странные танцы
что копируешь ты так умело.
Ветчером... Познотью...
Заглядеться под-ноги
Заблудиться в домыслах
Вслух хихикнуть
Тайники рассекречивая,
Душу вывернуть
Тяжесть выкинуть
В хвою закутаться.
Мужчины рушат связи, мужчины души вяжут
А вязы, город странный, засыпав семенами
стоят в пыли все лето и, снова облетают
И улетают к югу все птицы с тихих вязов
И вазы дробно сыплют невнятные прощанья
Во время своего паденья из чьих-то слабых пальцев
И┘ серенады льются и льется дождь унылый┘
А птицы? Вдруг вернуться?
И молодые листья?
И из осколков ваза
И вязы в странный город
И пыль и, летом лязги
И визги тормозов?
Но души вяжут свыше
Мужчины душат вязы
Мужчины рушат связи
И рвут чужие письма
ты выплюнешь меня
как невкусную конфету
а я прилипну к твоему коврику
и оставлю на нем свои грязные мысли
Должно быть, противно с небес глядеть на кубики домов┘ Разочарованию Твоему нет границ┘ Обделенных духом людей наказать бы состраданьем, да некому. Не желающих лицезреть Чудо оставить быть слепыми, да кто же тогда книги писать будет? Вникающих в суть познания себя - свести с ума, они и сами таковы. Не пробужденных - оставить младенцами орущими, ждущими, и еще не на кого не надеявшимися. Вышедшие из повиновения руки - сложить на груди и напитать благовониями. Глядящие глаза устало прикрыть, и продолжать смотреть, но сквозь решетку ресниц и далеких мыслей.
покрасьте одежды свои
тусклым, как изнутри
или ярким, как хочется
и спешите не опоздать
к завершению праздника.
стоило осмотреться
опеку почуяв
изящно извернуться
не желая присмотра
и словно свободен
и вроде на воле
но, мало места душе моей
боль в горле
от Анги
до Дрида
недалеко┘
С вербою вера вернется
ладное лето лавандою льется
астрою алою аукнется атом
в воду входя выдыхаю воздух.
моему навсегда улетевшему небу
и моей навсегда позабытой мечте
и моим стихам никогда не законченным
отдаю следы своих ног
исчезающих в┘
Возле меня уже лежит кучка убитых мной комаров. А летающий и звенящий, действует мне на нервную систему и даже давит на психику, и как бы орёт мне, что их еще много и мне со всеми не справиться ┘
И холодильник кряхтит. И часы тикают - такают. А на улице собаки удивились красоте Луны и запели свою грустную песню. А теперь что-то не поделили. Решают кто из них лучше прославлял красоту, белизну, крутизну - почти полуночной планетки. А еще деревья переговариваются, потому что ветер не дает им покоя┘
Но вот они затихли, видно перестали прогонять ветер своими ветвями. Надоело. И собаки помирились и улеглись спать. Часы остановились. Завод кончился. И свет отключили, холодильник замолчал наконец - то.
А комары всё ещё гудят┘ И, правда, не перебьёшь всех┘