ЮЗЯ ЛЕСЬКИНА

Содержание

От составителя.
" Ведения дорогами мятыми"
" Клубок непревзойденных нервов"
" Дом унаследовала"
" И я по-хорошему"
" Я закрываю глаза"
" Несокрушима логика подсознания"
" попали в длинный коридор"
" Сдержанно, по всем пунктам"
" Прочел и забыл"
"Что там за формой?"
" Пустоглянка будто"
Загон ╧8
" Уникальна и зависима цель"
" Без вычурностей указ"
" Родила матроса"
" Разве бывает, что-то лучше"
" Карабкающиеся по стенам верёвки"
" Рыская по свету"
" мама - лепечу, шепчу"
" Бегали, еще имени матери не зная"
" человек, сочиняющий сказку жизни"
" Когда солнцу остается полчаса"
" Сегодня я озабочена завтрашней жизнью."
" Танец твой не типичен"
" Ветчером... Познотью..."
" Мужчины рушат связи"
" ты выплюнешь меня"
" Должно быть, противно"
" покрасьте одежды свои"
" стоило осмотреться"
" боль в горле"
" С вербою вера вернется"
" моему навсегда улетевшему небу"
" Возле меня"


От составителя.

Первая публикация стихов Юзи Леськиной состоялась в самиздатовском сборнике "Сальто-мортале"/1996г./ вышедшем в технической редакции Мурада Новосельского, который собственно и явился инициатором "программы" по выявлению саратовских, молодых талантливых и, разумеется, неизвестных. Отчетливо запомнилась презентация: ржавые трубы котельной, толпа "неформалов" и просто любителей выпить, робкие голоса виновников торжества на закуску и вместо оной. Андеграунд, короче ┘

В изданном тем же М.Новосельским /в сотрудничестве с И.Малякиным / "Номере третьем" осуществилась и вторая публикация. В целом "Номер третий" /1997г./ вполне заслужил жесткую рецензию А.Колобродова, со страниц "Волги" упрекнувшего авторов в "неистребимой вторичности" и инфантилизме. К слову сказать, уже в этом сборнике творчество Ю.Леськиной обретает свои характерные черты и потому выделяется на фоне безликой вобщем-то текстуальной массы.

Так поэтесса постепенно осуществляет отказ от "смыслового" стиха в пользу приближающей поэзию к музыке игры созвучий. Этот подчас подчеркнутый формализм, вытесняющий смысл на уровень личных ассоциаций, делает каждую миниатюру /это слово кажется наиболее подходящим/ неповторимой и загадочной. Слова цепляются друг за друга как шестеренки, и из их словно бы произвольного сцепления рождается стих - поле ускользающего смысла.

Другой отличительной чертой является техника, сходная, на мой взгляд, с автоматическим письмом сюрреалистов. И если стихи первого ряда можно условно определить понятием интеллектуальной языковой игры, то стихи второго - через понятие игры бессознательного. Стих здесь уже не выстраивается, но благодаря фиксации символической внутренней речи возникает. В сущности, обе указанные техники "работают" на одно и то же ощущение - на ощущение тайны и ожидания ее раскрытия.

В настоящий момент стихи вышли в свет и в официальном варианте /"Вавилон" ╧6 ╧7/ под ред. Д.Кузьмина. Поэтому мы посчитали, что назрела необходимость в более широком освещении творчества поэтессы, в этом сборнике, включающем не только стихи, но также избранные прозаические зарисовки.

Трунев Сергей


***

Ведения дорогами мятыми, наверное, освежат ступни моей души. Видения маятные, меня теряют, одну за одной. Меня не становится меньше, но я исчезаю, одна за одной. Там, где-то, хорошо, может, где, не знаю, не возвращалась. Да и по мятой такой дороге, только туда есть дорога┘ Вот и не знаю каково мне там, да и спросить не у кого ┘ Только что ещё одна я ушла. Я, наверное, уже везде есть┘ Но мне все равно мало. Я жадная, до не меня. Дышу всем, вся. И гляжу всё, всеми глазами. И все я - везде такие же - я. Всё в себя, всё┘ Жадные я мои. Хоть бы одна я вернулась. Но ведет их от меня кто-то. Дальше┘


***

Клубок непревзойденных нервов,
я падала не в снег,
тебе в ладони.
Я проходила тонко,
между линий,
испачкавших мелодий строки.
Я обучалась медленно, плаксиво,
перекликаться с ними,
в месте многоточий┘
и падала снежком червивым,
все так же
в твои теплые ладони┘


***

Дом унаследовала,
вышла замуж вдова
темные сказания для
внука младшего брата -
слова, уложенные,
как одним каменщиком.


***

И я по-хорошему
Ибо сама вполне, сама
Водяные знаки
Расшифровывать научила вас
По звездам.
И я стала взрослой
Уже понимаю язык ваш
Ибо сама вполне вправе.


***

Я закрываю глаза
порываясь заглянуть в чужое пространство
я вырываю свои ресницы
чтобы подольше не возвращаться
я окунаю свою душу в хрустальные слезы
я забываю про все на свете
и торможу минуты┘


***

Несокрушима логика подсознания, когда случайный странный запах навивает воспоминания из детства, о том, как люди отмечали Новый Год, и вместо елки была лиственница. Огромное количество мигающих гирлянд; шампанского, неизвестного еще прелесть; переливные звоны случайно столкнувшихся стеклянных игрушек; заледеневшие стекла, за светлыми шторами; телевизор, неожиданно включенный; бой курантов, - Первая ночь, проведенная без сна (казалось так). Детское наслаждение от непонимания счастливых традиций взрослых. Мне было тогда два с половиной года. И это не сон, а лишь странный случайный запах.


***

попали в длинный коридор,
немного пахучих потемок.
Старик, с обитой медью двери
старательно стирает пыль┘
и собственным ключом. Хозяин
выскабливает на стене:
ЗДЕСЬ ЖИЛ ХОЗЯИН
Разглядывает надпись,
оттирает руки,
отталкивает старика от двери,
и весело спешит
на свежесть дня, по лестнице наверх ┘


***

Сдержанно, по всем пунктам,
изучил положение
от придуманных собеседников,
остроумно, тонко иронично
увернулся, и стал победителем┘


***

Прочел и забыл.
Верьте - жизнь, до конца -
бессмертие.
Гении не имеют права
рассчитывать на время.


***

"Что там за формой?" -
встречаю твои вопросы,
рассчитанные на изысканные вкусы;
и отмечаю: "Они не смотрятся"┘
Обращаюсь к стихиям,
которые склонны к поэзии.
Песня трудная форма искусства,
не упрекает в ответственности.
Хором не на своем языке
кто-то пытается излагать
свои бесформенные подобия.
Голоса обращены на свет.


***

Пустоглянка будто
назидательная
детей не было
говорят
огрызок нравственный,
но это не для газет


Загон ╧8

Думаю. Хорошо что не понимаю как. Это к лучшему. Если бы понимала, то думала бы по-другому. Кое у кого просто кончились чернила в мыслях. Сама себе загадываю ребусы, на которые не нахожу ответов в своей небритой в этом году голове. И сказки сочиняю не новые. И людей вижу не тех. И только мысли не исправишь┘ Ни в какую не получается. Помарок нельзя допустить.


***

Уникальна и зависима цель.
Жизнь свои идеи имеет,
комнаты могут быть другими.

 

***

Без вычурностей указ
Витиеватым росчерком
Вечность часто согласна
На характерный подкуп.

 

***

Родила матроса
Без света без моря
На пятом этаже
Кому он нужен?

 

***

Разве бывает, что-то лучше,
Чем стекловата, среди прочих
Предметов существ и слов?
Это не пустопорожнее слово.
"Без запаха и без звона" -
это не про него.

 

***

Карабкающиеся по стенам верёвки залезают в дома и творят чудеса, умерщвляя живущих там. И соседи рады, что освободилась жилплощадь. И газеты рады печатать новый некролог. И кладбище радо новому поселенцу. Скорей бы что ли веревки забрали меня, и тогда у меня везде будет порядок: и на могиле, и на работе, и дома на письменном столе: кипы книг и бумаг закопает в грязь экскаватор. И больше никто не обвинит меня в халатности и эгоизме, и будут плакать над моими истлевшими костями, и заберут мой череп мед.студенты, и будут радоваться такой находке кандидаты. Всем будет хорошо и радостно. И грустно.


***

Рыская по свету
Копить английскую смерть
Одно другому предпочитая
Составить смету мечты
Забегая вперед
У кромки поля.


***

мама - лепечу, шепчу
мыслить скучно, похоже, буду
почувствуй сиюминутно меня
малышкой потерянной
безграничным восторгом захлебнувшейся
навзрыд собираю собой
чужой - безгранично -
и негуманный мир
мама - лепечу, шепчу
найди и успокой.


***

Бегали, еще имени матери не зная
беспечно еще
себя думой не обременяя
бегали

лишь пепел - потом
летел пепел лет
имен и дум пепел
бегали ли?
Мы ли?


***

человек, сочиняющий сказку жизни
омраченным лицом портит прохожему день
задумавшись наступает на тень мою
извинившись, теряет нить волшебства
и только осы, летящие парой - крыло к крылу -
помогают ему вернуться в другую реальность.


***

Когда солнцу остается полчаса
........... до горизонта
Спящий на крыше всегда,
........... человек
Открывает прозрачные свои
........... глаза
В ожидании праздника
...........Он пробуждается ото сна
...........Только когда его спящее тело
...........Попадает в водоворот красок
А небеса разноцветятся только
...........после дождя
И во время заката солнца
На белоснежной памяти
Он рисует силуэты деревьев
На фоне палитры неба
На кассете своих чувств
Он записывает шелест листьев
И тишину солнечного ухода
На заледенелом стекле своего существования
Он оставляет отпечатки пальцев
Этого разноцветного времени.


***

Сегодня я озабочена завтрашней жизнью. Что там меня ожидает? Куда спрятаться, что бы подглядеть, а если не понравится, отсидеться там же? Хотя, что собственно мучиться, если представить, что Времени - как такового - не существует, то завтрашняя проблема решается сама собой. Ведь я не боюсь вчерашнего дня, так будет и с завтрашним. И какая разница, в какой момент он станет моим прошлым? Или уже стал? Будем надеяться на лучшее, и на вопрос "Который час?", - отвечать странным взглядом и продолжительной глупой улыбкой. И не нужно переживать по поводу исчезновения и появления груд мусора на площадях. Их, собственно, и делают, и убивают люди, которые думают, что время существует как эта гора мусора. В этом всё дело. Так что мой завтрашний день, послезавтра может оказаться очень далеким,; красивым или нудным, и я буду или не буду его вспоминать всегда или никогда. А сегодняшний день - уже больше никогда не будет сегодняшним. И мне предстоит подготовить его порядком, для перехода в прошедшее. Этим, пожалуй, и займусь. Пойду постираю джинсы.


***

Танец твой не типичен
он испуган и сдавлен
он стремится к зиме
где от холода дохнут синицы.

Танец твой, как и ты - не типичен
ты испуган и странен
ты стремишься к окну
где зима, но в которой
живы и пушисты синицы.

Таней твой, как и ты, и синицы - не типичен
и синицы и ты еще живы
даже холод и грязные окна
и отсутствие полной свободы
не мешают тебе и синицам
быть испуганными живыми
и немного странными как твой танец.

Твой танец, как живые синицы
как колдующий холод на окнах
он изящно скован и болен
словно ты съел живую синицу
словно ты так того и не понял
что не ты, а лишь птицы-синицы
создают эти странные танцы
что копируешь ты так умело.


***

Ветчером... Познотью...
Заглядеться под-ноги
Заблудиться в домыслах
Вслух хихикнуть
Тайники рассекречивая,
Душу вывернуть
Тяжесть выкинуть
В хвою закутаться.


***

Мужчины рушат связи, мужчины души вяжут
А вязы, город странный, засыпав семенами
стоят в пыли все лето и, снова облетают
И улетают к югу все птицы с тихих вязов
И вазы дробно сыплют невнятные прощанья
Во время своего паденья из чьих-то слабых пальцев
И┘ серенады льются и льется дождь унылый┘
А птицы? Вдруг вернуться?
И молодые листья?
И из осколков ваза
И вязы в странный город
И пыль и, летом лязги
И визги тормозов?
Но души вяжут свыше
Мужчины душат вязы
Мужчины рушат связи
И рвут чужие письма


***

ты выплюнешь меня
как невкусную конфету
а я прилипну к твоему коврику
и оставлю на нем свои грязные мысли


***

Должно быть, противно с небес глядеть на кубики домов┘ Разочарованию Твоему нет границ┘ Обделенных духом людей наказать бы состраданьем, да некому. Не желающих лицезреть Чудо оставить быть слепыми, да кто же тогда книги писать будет? Вникающих в суть познания себя - свести с ума, они и сами таковы. Не пробужденных - оставить младенцами орущими, ждущими, и еще не на кого не надеявшимися. Вышедшие из повиновения руки - сложить на груди и напитать благовониями. Глядящие глаза устало прикрыть, и продолжать смотреть, но сквозь решетку ресниц и далеких мыслей.


***

покрасьте одежды свои
тусклым, как изнутри
или ярким, как хочется
и спешите не опоздать
к завершению праздника.


***

стоило осмотреться
опеку почуяв
изящно извернуться
не желая присмотра
и словно свободен
и вроде на воле
но, мало места душе моей


***

боль в горле
от Анги
до Дрида
недалеко┘


***

С вербою вера вернется
ладное лето лавандою льется
астрою алою аукнется атом
в воду входя выдыхаю воздух.


***

моему навсегда улетевшему небу
и моей навсегда позабытой мечте
и моим стихам никогда не законченным
отдаю следы своих ног
исчезающих в┘


***

Возле меня уже лежит кучка убитых мной комаров. А летающий и звенящий, действует мне на нервную систему и даже давит на психику, и как бы орёт мне, что их еще много и мне со всеми не справиться ┘

И холодильник кряхтит. И часы тикают - такают. А на улице собаки удивились красоте Луны и запели свою грустную песню. А теперь что-то не поделили. Решают кто из них лучше прославлял красоту, белизну, крутизну - почти полуночной планетки. А еще деревья переговариваются, потому что ветер не дает им покоя┘

Но вот они затихли, видно перестали прогонять ветер своими ветвями. Надоело. И собаки помирились и улеглись спать. Часы остановились. Завод кончился. И свет отключили, холодильник замолчал наконец - то.

А комары всё ещё гудят┘ И, правда, не перебьёшь всех┘

 

Вернуться на главную страницу